Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок «От сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости» 9 кл.

Методические документы для обеспечения ОП - Литература

 

Об авторе

Фамилия, Имя, Отчество

               Жданова Татьяна Викторовна

Место работы

                                     МБОУ СОШ № 49

Должность

              Учитель русского языка и литературы

Регион

             Курская область

 

Карточка плана-конспекта
Тема урока

 От сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости 

Предмет  Литература
Класс  9

Методическая разработка урока

От сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости (из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе). 

Цель: приобщение к историческому и культурному прошлому Отечества; воспитание интереса, любви и уважения к его уникальному литературному памятнику, слову; выработка навыков исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

образовательные: изучение литературного памятника XII века «Слова о полку Игореве» на основе исследования сквозных образов произведения, мотивного анализа;

развивающие: развитие у учащихся исследовательской и интеллектуальной культуры, исследование образов, мотивов литературного памятника с целью постижения его смысла; сопоставление материала «Слова о полку Игореве» с духовными и литературными источниками Древней Руси; расширение связей с другими направления искусства – иконописью, архитектурой, мультипликацией;

воспитательные: воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Оборудование: на доске записаны тема урока «От сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости» и эпиграф: «Факты истории и сама природа по средневековым представлениям – лишь письмена, которые необходимо прочесть. Природа – это второе откровение, второе писание. Цель человеческого познания состоит в раскрытии тайного, символического значения явлений природы. Всё полно тайного смысла, тайных символических соотношений с писанием. Видимая природа – «как бы книга, написанная перстом божиим» (Д.С. Лихачёв); тексты «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачёва; фрагменты из Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, цитаты из произведений Древней Руси эпохи «Слова…»; фрагмент мозаики Св. Софии Киевской «Иисус Христос» (1040 – 1053 гг.) (слайд), фрагмент фрески из Успенского собора во Владимире с изображением летящего Судии (слайд).

Ход урока.

I.Вступительная часть. Слово учителя о том, что всякое художественное произведение порождается той или иной исторической эпохой, что оно способно запечатлеть черты своего времени, показать исторические причины событий, исторические условия, которые формируют человеческие характеры, о том, что обращение к разгадке тайны слова, литературному мотиву, связанному с эстетическими и нравственными традициями, способно открыть читателю глубокий смысл произведения; определение учителем формы проведения урока – соединение элементов урока-исследования, урока-беседы, урока-лекции, урока творчества, урока-экскурсии.

Рассмотрение эпиграфа к уроку – высказывания Д.С.Лихачёва: «Факты истории и сама природа по средневековым представлениям – лишь письмена, которые необходимо прочесть. Природа – это второе откровение, второе писание. Цель человеческого познания состоит в раскрытии тайного, символического значения явлений природы. Всё полно тайного смысла, тайных символических соотношений с писанием. Видимая природа – как бы книга, написанная перстом божиим».

Работа с классом - проверка домашнего задания. Дома ученики выполняли творческие задания, основанные на материале мультфильма Юрия Норштейна и Ивана Иванова-Вано «Сеча при Керженце», по темам: «Отношение автора к переданным в мультфильме событиям», «Символика цвета в мультфильме», «Специфика образов мультфильма», «Роль контраста в мультфильме».

Основная часть урока – «поиск ключей, открывающих текст» (Е.К.Маранцман), с тем чтобы «направить чувства и мысли учащихся на истинные нравственные и культурные ценности, помочь школьникам открыть для себя живой памятник русской литературы, прожить его, чтобы это произведение стало частью жизненного опыта» [5, с.54], поиск ответа на вопрос: почему внимание автора привлекло событие, связанное не с «большим и успешным» (Д.С.Лихачёв) походом Святослава в 1184 году, а с неудачным походом новгородсеверского князя Игоря, - одно из самых трагических в истории Руси того периода?

Мы будем отталкиваться от ярких находок в домашних творческих работах учеников (по мультфильму Ю. Норштейна и И. Иванова-Вано, отражающему события Древней Руси): контраста «тьма-свет», символического образа «золота», связанного, например, с сиянием нимба над головой героев мультфильма – русичей, образа «света», озаряющего освобождённую от врага Русь.

Определяем задачи для разрешения в течение урока:

- исследовать значение образов тьмы, света, солнца, золота в «Слове…», установить их связь с мотивом мудрости в свете эстетических и нравственных идеалов эпохи создания этого литературного памятника;     выяснить, какую роль играют эти сквозные образы и мотив мудрости в раскрытии образа князя Игоря;

-   объяснить на основе анализа сквозных образов смысл контраста завязки «Слова…» (выступление Игоря в поход) и финала (возвращение Игоря из плена домой); выяснить, какие изменения могли произойти в князе Игоре за год пребывания его в плену.

-     основываясь на нравственно - эстетических традициях эпохи, подойти к пониманию авторской оценки похода князя Игоря.

1.Обращаем учеников к тексту. Они видят, что образы «тьма» и «свет» являются сквозными в произведении, и подтверждают это цитатами: Игорь «увидел воинов своих тьмою прикрытых» [11, с.49], «Солнце ему тьмою путь заступало» [11, с.53], «темно было в третий день» [11, с.75] , «оба багряные столба погасли, и с ними два молодых месяца тьмою заволоклись и в море погрузились» [11, с. 75], «На реке на Каяле тьма свет покрыла» [11, с. 75].

Девятиклассники замечают, что слово «тьма» в произведении употребляется и в значении «предвестие беды», «знамение поражения», «позор», «плен», «смерть», и в значении «враги», «иноверцы», «поганые», «бесовские дети». «О победе половцев над Игоревой дружиной говорится: «На реке на Каяле тьма свет покрыла». Ученики предполагают, что слово «тьма» - символ смерти, исходящей от половцев, а «свет» – защитников русской земли, жизни». Контраст образов «тьма» - «свет» в «Слове…» очевиден для учеников. Из фольклора они знают, что в роли символа жизни выступает ещё один образ – солнца. В поэме образы солнца и света оказываются в одном семантическом ряду. Таким образом, контраст несколько усложняется: «тьма – свет, солнце». Фрагмент «Слова…», где Ярославна обращается к солнцу как носителю живительного света: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?» [11, с.97] - вызывает у девятиклассников вопросы. Предлагаем ученикам сформулировать их и записать в тетрадь. Вот некоторые из них: «Если солнце в начале «Слова…» предупреждает князя Игоря об опасности, то почему потом наказывает, простирая «горячие свои лучи на воинов» русской дружины?»; «В народных песнях и былинах солнце всегда доброе, начало всего, оно несёт жизнь, а здесь с солнцем связано и известное нам значение, и какое-то ещё: оно представляет грозную силу. Почему?». Пытаясь ответить на вопросы своих одноклассников, ученики рассуждают: «Мне кажется, что солнце в этой фразе предстаёт в качестве бога, не знаю какого, может, языческого, которому принадлежит власть жалеть и миловать»; «На мой взгляд, солнце в этом фрагменте достаточно жестоко, оно судит Игоря и наказывает. Ведь Ярославна говорит, что оно не помогло, а навредило своими горячими лучами воинам её любимого»; «Я думаю, что солнце не случайно названо Ярославной «владыко»: оно наделено силой Всевышнего – наказывать или миловать», «Мне кажется, что важно не только то, что солнце названо владыкой, а и то, что Ярославна называет его «светлое и трижды светлое». Здесь уже чувствуется его божественность». Таким образом, девятиклассники замечают, что солнце в «Слове…» не только символ жизни, но и воплощение особой силы: оно всемогуще, оно наделено особой властью – судить и наказывать. Кроме того, ученики отмечают, что автор открывает читателю не просто образ солнца, а образ светлого солнца.

Остановимся на более внимательном рассмотрении этого образа, и определим его значение. По мнению одних учеников, «светлое солнце» - значит, «ясное, яркое», по мнению других (эти ученики делают акцент на том, что речь идёт о переносном значении) – «почитаемое», «мудрое», «святое», «божественное». Эти учащиеся приводят пример из текста, где Игоря его брат Всеволод называет «светлым»: «Один брат, один свет светлый – ты, Игорь!», подчёркивая таким образом его божественное начало. Кто же из них более прав? Чтобы разобраться в возникшем противоречии, обращаемся к материалу исследовательских групп учащихся. От первой группы девятиклассники узнают, что сравнение князя с солнцем в древнерусских книгах обычно и что одно из значений, связанное со словом «свет» в тексте, вытекает, вероятно, из генеалогического мифа о происхождении русских князей от царя-солнца Даждьбога: дважды в произведении названы русские «даждьбожьи (Дажьбожьи) внуки». Учащиеся основываются на материале статьи словаря-справочника «Русский фольклор» под редакцией Т.В.Зуевой. [3, с.100]. Приведённый миф, по мнению учеников, подготовивших этот материал, частично объясняет, почему Всеволод говорит о своём брате: «свет светлый ты, Игорь». Мы добавляем к этому, что на мифологическое начало в значении этого слова указывает и искусствовед Н.Н.Третьяков: «Свет в понимании его как света всей Вселенной был почитаем нашими предками и составлял основу славянской мифологии». [13, с.193]. Но это лишь одна сторона. Ученики исследовательской группы №2 приводят слова Господа из «Слова о князьях» Кирилла Туровского: «Праведники просветятся, как солнце, во славе Отца своего» [7, с.343]. Таким образом, с одной стороны, они подчёркивают связь образов света и солнца, а с другой,   указывают на их смысловую неоднозначность.

На первом уроке по «Слову о полку Игореве» мы говорили ученикам, что слово в этом произведении неоднозначно. Одной из причин этого является то, что в нём тесно переплетаются языческое и христианское миропонимание. Нельзя понять смысла литературного памятника, не выяснив значения ключевых, сквозных образов, которые проходят через всю ткань произведения. Их же значение невозможно до конца понять вне контекста времени создания произведения. Для разрешения возникшей проблемы предлагаем ученикам обратиться к некоторым произведениям XI – XII веков для сопоставления сходных образов в них и в «Слове о полку Игореве» (цитаты из них были подготовлены заранее и распечатаны одной из исследовательских групп). Обращаемся к их материалу: в «Шестодневе» Иоанна Экзарха болгарского говорится о Святой Троице: «Тремя светы сияющее», в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона находим: «…христиане же при благодатном солнце своё спасение созидают», там же: «… прозрели для света Трисолнечного Божества» [7, с.46], «…помиловал нас Бог – и воссиял в нас свет разума» [7, с.25], «Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождём Божия поспешения принесли обильные плоды» [7, с. 45].

Предлагаем девятиклассникам объяснить значение слов «свет», «солнце» в любой из предложенных цитат. Вот некоторые ответы: «Образ солнца в этих цитатах имеет значение божественного», «Если говорится о спасении христиан под «благодатным солнцем», то значит солнце – Бог», «Может быть, «трисолнечное божество» связано со Святой троицей», «Если хорошее в себе не поддерживать, то вера умрёт. Неверие сравнивается со зноем, который всё уничтожает, а вере нужна вода, влага, чтобы семена веры прорастали». На основе этих ответов учеников мы делаем вывод, что они готовы к такому непростому сопоставлению, а значит, к осознанию нравственных проблем, поднятых в этом тексте.

Предлагаем ученикам объяснить значение слов митрополита Иллариона и сопоставить цитату из «Слова о законе и благодати» со словами Ярославны из текста: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?». Вот некоторые ответы девятиклассников: «Словосочетание «зной неверия» напоминает о зное солнца. Значит, зной солнца может иссушить веру. Может быть, поэтому Ярославна жалуется, что солнце обожгло горячими лучами Игоря и его воинов»; «Слово «светлый» означает «божественный», «святой», «мудрый», но не каждый человек, наверное, может осознать божественность и мудрость, а в ком-то они могут поколебаться, иссохнуть, сгореть. Я думаю, что поскольку Игорь с самого начала не прислушался к тому, о чём его предупреждало светлое солнце, то в нём самом не было света, не было веры и мудрости», «Светлое солнце всем несёт свой свет, но не всякий обращает на него внимание. Тот, кто его не видит, может быть наказан. Игорь наказан за то, что не захотел увидеть».

Задаём вопрос учащимся: «Видит ли в «Слове…» кто-нибудь из князей этот особый свет мудрости?» Ученики называют князя Киевского Святослава и доказывают это. Они говорят, что Киевский князь осуждает Игоря за выступление в поход не только во имя избавления от вражеских набегов, а и ради собственной славы. Ребята приводят цитату из текста: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!». Девятиклассники замечают, что автор называет слово этого князя «золотым», то есть «правильным», «праведным», «мудрым». Так, по их мнению, «автор «Слова…» выказывает своё отношение к выступлению Игоря против половцев с немногочисленной дружиной, заведомо обречённой на поражение». Ученики обращают внимание на то, что «в самом имени Святослав есть отблеск света - «свят» - «свет». Таким образом, мы подходим к мотиву мудрости в «Слове о полку Игореве», который открывают для нас «золотое слово», образы солнца и света в произведении. Учитель подготавливает учащихся к более глубокому анализу выделенных слов, осознанию их значения в контексте эпохи написания «Слова…» и приводит слова искусствоведа Н.Н.Третьякова: «Нетрудно заметить, что в нашей древней поэзии, прежде всего, говорится о свете, его действии» [13, с. 224], «В искусстве свет передаётся в двух категориях: как освещение, с определённым реальным источником в виде солнца, луны … и как явление духовной энергии» [13, с.193]. Учитель сообщает школьникам, что для эпохи Средневековья особое значение имела вторая категория, что христианство неотделимо от понятия «духовный свет», «нетварный», приводит цитату из «Шестоднева» святителя Василия Великого, где сказано о сотворении света: «Первое Божие слово создало природу света, разогнало тьму…. Божьим словом всё изменено в приятнейший и честнейший вид» [12, с.44 - 45]. В подтверждение того, что слово «золото» в выделенном нами контексте оказывается в одном тематическом ряду со словами «свет» и «солнце», учитель ссылается на слова С.С.Аверинцева: « как золото – «абсолютная метафора» света, так свет – «абсолютная метафора» Бога: «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы». [1, с.411]. И далее: « сопряжение Солнца и золота остаётся непререкаемым со времён Ветия Валенса (II в.н.э.) до конца Средневековья и даже далее. Общий знаменатель символики золота и символики Солнца – идея сакрального царя, приносящего подданным «золотой век», или, что то же, «царство Солнца». Ибо Солнце есть царь» [1, с.417]. Учёный указывает, что для византийца золото было образом света «как истины и славы» и поэтому – «образом божественных энергий». Девятиклассники подведены к пониманию того, что «свет» и «золото» определены как явление духовной, божественной энергий, что приводит их к мысли о том, что Игорь вышел на путь поиска истины. А это значит, что, хотя в конце произведения о суде Божьем автор уже не упоминает, к иконе Божьей Матери Игорь отправляется, прежде всего, для покаяния и искупления греха. Подтверждение этим находкам содержится в исследованиях С.С.Аверинцева. Приводим их: «Для Нового Завета золото есть не просто нечто блистающее и драгоценное, но связано с идеей страдальческого очищения и грозного испытания», для христиан «драгоценный металл становится специально эмблемой мученичества» [1, с. 421]. С.С. Аверинцев передаёт архитектонику средневековой символики: «золото – «икона» света, свет – «икона» божественных энергий» [1, с. 413] – и выделяет две грани в образе света как качестве духовного символа – ясность и блистание. Верность уставу Божьему, благоверие, добродетельность, мудрость - воплощение идеальных качеств христианина.

Следующий этап урока представляет собой своеобразную экскурсию, потому что обращает внимание учащихся к иконописи, мозаике и архитектурным творениям XI – XII веков. Теперь, когда ученики выяснили значение ряда сквозных образов «Слова…», мы ставим своей задачей познакомить учеников с культурой рассматриваемого нами периода, чтобы они могли сделать сопоставление со своими наблюдениями. Ещё раз обращаем внимание учеников к эпиграфу, подобранному к уроку: «Факты истории и сама природа по средневековым представлениям – лишь письмена, которые необходимо прочесть. Природа – это второе откровение, второе писание. Цель человеческого познания состоит в раскрытии тайного, символического значения явлений природы. Всё полно тайного смысла, тайных символических соотношений с писанием. Видимая природа – «как бы книга, написанная перстом божиим», [4, с.162] и словам Н.Н.Третьякова, который подчёркивает, что всё в Древнерусском искусстве строилось на раскрытии истины Евангельского слова. [13, с.27]. Знакомим учащихся с изображением фрагмента мозаики Св. Софии Киевской. 1040 – 1053 гг. «Иисус Христос» (слайд). Обращаем внимание учеников на то, что мозаика, особенно византийская, имеет «уникальное свойство как бы излучать свет, что достигается действием золота и смальты» [1, с.194]. В мозаике важно световое воздействие камня на камень, форма самих камней, некоторые цветные камни, которые используются в мозаике, обладают способностью отражения. В такой «мозаике всё сияет». Именно поэтому в византийском искусстве не бывает тени, оно «основывается на понимании «чистого света». «Этот образ «Света от Света», входящий в «Символ веры», пронизывает всё пространство византийского и древнерусского храма» [1, с.194]. Предлагаем учащимся рассмотреть слайд с фреской из Успенского собора во Владимире с изображением летящего Судии. Он представлен в движении на контрастном фоне тёмно-синей сферы. Сделанная копия-реконструкция, восстанавливающая утраченные фрески, даёт возможность представить, как в своё время «сияла золотым ассистом фигура Христа, горела светом, подобно солнцу в зените неба», «тёплые охристые тона выдвигали вперёд композиционный центр» [13, с. 227], а фоновый тёмно-синий цвет становился символом беспредельности пространства. «Здесь цветовой контраст имеет глубокий духовный смысл, раскрывающий тему грядущего Страшного Суда …» [13, с. 227]. Обращаем внимание девятиклассников на золотой ассист на ликах Матери и Младенца, на их одеждах. Небесный свет чистоты и божественного человеколюбия. Свет, золотой ассист подчёркивают непостижимость бесконечности. «Свет непостижим, - пишет Н.Н.Третьяков, - некоторые его особенности не поддаются его логическому анализу. Свет бесконечен, он пронизывает собой всю структуру мира, распространяется с огромной скоростью, доходя до нас из глубин Вселенной… Свет приносит радость красоты. Собственно, он и есть выражение красоты» [13, с.192]. И далее: «духовная энергия» мыслится как «свет нетварный». Летопись повествует, что «в 1131 году из Константинополя была принесена на Русь икона, получившая впоследствии наименование Владимирской» [2, с.272]. Из неё же мы узнаём, что эта икона была написана греческим иконописцем, её «исполнение свидетельствует об удивительном мастерстве и совершенном художественном вкусе неизвестного гениального нам иконописца». О Пресвятой Деве Марии говорится как «о Жене, победившей змия, облекшейся в солнце, как образе Премудрости Божией в самой её основе: целостности и целомудрии» [2, с. 272] . Вот что написал о Божьей Матери святой Григорий Палама: «Желая воплотить образ абсолютной красоты и явить ангелам и людям величие Своего творения, Бог создал Марию поистине прекрасной. Он сосредоточил в Ней всю красоту, розданную другим созданиям, и сделал её украшением всего видимого и невидимого мира, иными словами явил в Ней совокупность всех дивных совершенств, ангельских и человеческих, высшую красоту, украшающую оба мира, возвышающуюся от земли и даже превыше него…» [10, с.274].

Ученикам предлагается определить и записать в тетрадь основной мотив, мотивы в предложенном им материале. Они называют мотив чистого света – «Света от Света», абсолютной красоты, как «воплощения всех дивных совершенств», высшей красоты, духовности, Премудрости Божией. Обратим ещё раз внимание учеников к образу князя Игоря в начале текста «Слова…» и в финале с параллельной оценкой описанных в «Слове…» событий Лаврентьевской и Ипатьевской летописями, а также некоторыми современными исследователями памятника: Игорь взглянул «на светлое солнце» и «увидел воинов своих тьмою прикрытых». Не просто солнце, а «светлое солнце», несущее свет и наделённое, как уже заметили девятиклассники, особым знанием о происходящем, возникает перед глазами Игоря, отправляющегося в поход. И знание это приобретает смысл духовного, поскольку смысл его в том, что поступающий вопреки воле Божьей будет лишен блага. «Не сулит нам добра это знамение! [7, с.353] – читаем в Ипатьевской летописи ХII века о солнечном затмении. И там же: Игорь говорит, что «знамение творит бог», но «тайны божественной никто не ведает» [7, с.353]. «Ум князя уступил желанию, - пишет автор «Слова…», - и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование» [11, с.49]. «Разумный, не ослеплённый страстью герой должен был бы отменить поход или – во всяком случае – предпринять шаги к предотвращению несчастья» [6, с.30], - замечает Е.Осетров. И дальше: «Игорь претерпел за то, что не внял небесным предзнаменованиям и отправился в поход» [6, с.53].   Мы видим, что Игорь ещё не готов внять божественной мудрости, не хочет понять, что маловероятно нанести решительный удар половцам с небольшим войском, не объединившись с другими русскими князьями. В «Лаврентьевской летописи» о походе князя Игоря находим: «Подошло к ним войско всё, бесчисленное множество. Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мужество, и мудрость, и замысел, если бог противится» [7, с.369]. И там же: «Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом божьим» [7, с.369]. Из «Ипатьевской летописи» узнаём, что Игорь обращается к Богу перед побегом: «О, если бы ты спас меня, владыка, недостойного!» [7, с.363], - а затем с иконой и крестом покидает шатёр.

Предлагаем учащимся сопоставить образ Игоря в начале «Слова…» и в конце, основываясь на наших находках и дополнительном материале, который был предложен ученикам на уроке. Им даётся работа в форме письменного ответа на вопрос. Приведём некоторые рассуждения учеников.

1. «Я думаю, что в конце произведения перед нами уже не тот Игорь, что был в начале. В конце произведения Игорю передался ум (мудрость) через свет солнца, то есть, в «Слове…» это божественный свет: «солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле». Наверное, он раскаивается в том, что сделал: не посчитался с другими князьями, захотел показать, что он важнее всех, возвыситься над другими».

2. «В начале произведения мы видим самоуверенного князя, думающего, что может поступать так, как ему хочется. Он выступает в поход во многом ради собственной славы. В конце «Слова…» перед нами образ просветленного солнечным светом, светом мудрости, князя, который, я думаю, едет каяться в своих грехах к иконе Божьей Матери. Я считаю, что князь Игорь будет просить у Божьей Матери совета, что делать ему дальше, как поступать. Может быть, он скажет после этого всем князьям своё золотое слово».

3.«Я обратила внимание, что в «Слове о полку Игореве» несколько раз говорится о «суде божьем». Может быть, плен и те страдания, которые перенёс Игорь за время пребывания в плену, и есть суд Божий? А страдания, я знаю, делают людей добрее и мудрее. Поэтому в конце произведения мы и видим светлого, т.е. мудрого, князя Игоря. Наверное, автор хочет показать, что с возвращением Игоря на Родину появляются надежды на лучшее. Если «солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле», значит, свет справедливости и мудрости установится на всей русской земле, и тогда все князья поймут смысл золотого слова Святослава, увидят, что беда на родной земле из-за их раздоров и несогласия».

4. «Мне показалось, что в «Слове…» Бог – справедливый и умный, но очень грозный. Он может покарать за непонимание. Поэтому в «Слове…» говорится о «суде божьем», которого не сможет избежать никто. И Игорь его тоже не избежал. Князь Игорь наказан сурово, но он не отвергнут Богом. Бог милостив и мудр, поэтому воплощён в «Слове…» в образе солнца. Игорь отправляется к иконе Божьей Матери. Мне показалось, что это всё не случайно. Мы говорили, что многие женские образы в этом произведении наделены способностью знать заранее и предупреждать об опасности. Автор показывает нам, что князь Игорь едет молиться Божьей Матери. Может быть, Божья Матерь научит его мудрости?».

Отметим, что при сопоставлении образа Игоря в начале и в конце произведения, ученики старались объяснить изменения в рассматриваемом образе, опираясь на те значения образов свет, солнце, золото, которые мы выявили на уроке. Такой путь помог ученикам выйти на очень важный для понимания этого произведения мотив мудрости, который являет собой отражение одной из характерных особенностей той эпохи: культ Божьей Матери на Руси, являющейся воплощением мудрости – Софии.

Выводы. Итак, мы видим, что через исследование сквозных образов в тексте учащиеся девятого класса открывают важный для произведения мотив - мотив мудрости, который отражает идеалы эпохи Средневековья и позицию автора «Слова…». «Игорю-князю бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему золотому престолу», - пишет Е.Осетров. Стремление князя Игоря   принять покаяние и испросить мудрости у святой Богородицы оценивается автором особо: «Солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле…» [6, с.105]. «Праведники просветятся, как солнце, во славе Отца своего» [7, с.343] - приводит слова Господа в «Слове о князьях» Кирилл Туровский. В «Житии Феодосия Печерского», написанном во времена событий «Слова…», есть рассказ о прозревшем рабе Пресвятой Владычицы Богородицы и святого Феодосия. Раб Георгий, сын Симонов, благословлённый «святой рукой» Феодосия Печерского, признаётся: «Некогда болел я три года глазами, не видел и солнечных лучей, и по слову его был исцелён - и прозрел». Прозревший   Георгий рассказывает о том, как половцы, сразившись у высокого города, который возник ниоткуда (на самом деле на этом месте было село Пресвятой Богородицы, Печерской обители), «были много поранены», а жители села, «выйдя поутру и увидав разлитую кровь, изумлялись». [8, с.131 -132]. Как видим, мысль о связи прозрения человека с солнечными лучами, солнцем соответствует духу эпохи Средневековья. А Пресвятая Богородица являла собой образ заступницы православных людей как воплощение божественного света, мудрости.

Таким образом, исследование ряда основополагающих сквозных образов и мотивов помогают девятиклассникам постичь нравственные идеалы эпохи написания «Слова…», переданные создателем немеркнущего творения: христианство неотделимо от понятия «духовный свет», «нетварный». Из приведённых выше письменных работ девятиклассников следует, что они обратили внимание на мотив суда, тесно связанный с мотивом мудрости, красоты.

Ученики третьей исследовательской группы рассказывают одноклассникам, почему князь Владимир из всех предложенных ему вер, магометанской, иудейской, остановился именно на христианстве. «Его поразило самое главное в христианстве, - приводят они цитату П. Флоренского, - именно то, что оно – религия абсолютных оценок, религия   с у д а, а вместе с тем религия с п а с е н и я» [14, с.473]. Девятиклассники обращают внимание одноклассников на то, что мотив суда возникает в «Слове…» несколько раз и приводят слова Е. Осетрова: «опрометчивость и неразумность Игоря» показаны «на широком историческом фоне», так как автору важно привести моральную сентенцию о том, что «в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд божий» и что «Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, что и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями – «за одно сердце» [6, с.33 - 34].

Итак, знакомство со «Словом о полку Игореве» на основе исследования сквозных образов, мотивов, указывающих на неразрывную связь с духом своего времени, - один из эффективных подходов, который обеспечивает постижение авторской позиции, вырабатывает умение воспринимать художественный текст целостно, создаёт возможность для выявления метафорической сущности целого ряда образов в литературном памятнике. Именно такой путь, на наш взгляд, открывает перспективу видения литературного процесса как непрерывного и обусловленного сложными связями явления.

Домашнее задание (по выбору учащихся): 1) выписать из текста «Слова…» цитаты, связанные с мотивом суда; 2) написать сочинение-миниатюру на одну из тем «Загадки «Слова о полку Игореве», «Чему учит «Слово…», «Мотив Мудрости в произведениях русской литературы»; 3) подготовить презентацию на тему «Христианские мотивы в искусстве Древней Руси».

Итоги урока (учебные, познавательные, нравственные) подводят ученики.

Литература

1.   Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.

2.   Евдокимов Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005.

3.   Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002.

4.   Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

5.   Маранцман Е.К. От образа к смыслу. С.- П., 2005.

6.   Осетров Е. Мир Игоревой песни. М., 1977.

7.   Памятники литературы Древней Руси Х11 века. М., 1980.

8.   Патерик Печерский. Киев, 2003.

9.   Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М., 1985.

10. Св. Григорий Палама. РG. 151, 468 АВ. Слово на Успение. Цит. по:Евдокимов Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005.

11. Слово о полку Игореве. М., 1980.

12. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Изд. Белорусского Экзархата, 2006.

13. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

14. Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001.