Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок "Мир философии" 10 кл.

Методические документы для обеспечения ОП - Обществознание

 

Об авторе

Фамилия, Имя, Отчество

        Зубрякова Татьяна Александровна

Место работы

       МБОУ СОШ № 49

Должность

      Учитель истории и обществознания

Регион

      Курская область

 

Карточка плана-конспекта
Тема урока       Мир философии
Предмет       Обществознание
Класс       10
Задачи урока

      познавательные - знания об исторической философии, основных вопросов философии и методах познания;

      развивающие – информационная компетентность, критическое мышление, развитие исследовательских навыков и навыков самостоятельной      работы, работы в группе;

     воспитательные – формирование познавательной активности, собственной мировоззренческой позиции.

Межпредметные связи

    История Философия

Формы работы

   Фронтальная. Индивидуальная.Групповая

Тип урока

    информационно-познавательный проект

Продолжительность     45 мин

 

Методическая разработка урока

 

Тема «МИР ФИЛОСОФИИ»

(10 класс)

Резюме урока

По профилю знаний: обществознание 10 класс

Межпредметные связи: история философии

По числу участников: групповой.

По уровню контактов: внутришкольный проект, организуемый на уроках обществознания.

По продолжительности: краткосрочный (2 урока)

Тип урока: информационный- познавательный проект.

Вид урока: проектная деятельность

Цели урока:

- воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

-развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы.

Задачи урока:

познавательные - знания об исторической философии, основных вопросов философии и методах познания;

развивающие – информационная компетентность, критическое мышление, развитие исследовательских навыков и навыков самостоятельной работы, работы в группе;

воспитательные – формирование познавательной активности, собственной мировоззренческой позиции.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебные пособия по философии, энциклопедии, библиотечный фонд, Интернет- ресурсы.

 

Ход урока:

I.Оргмомент. - Назовите науку, являющаяся всеобщим методом познавательной деятельности(ребус) – слайд 1

- Формулирование темы урока - слайд 2

- Эпиграф к уроку - слайд 3

II. Введение.

Учитель. В процессе своей деятельности человек познает окружающий мир, приобретает новые знания о нем. О роли знаний в человеческой жизни рассуждали еще мудрецы древности.

Послушайте их высказывания. Какие особенности человеческого общежития они подметили?- слайд 4

Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает.

Абу Шукур

Как бы ты ни был, юноша, умен,

Чего бы ты не знал,

Старик тебя мудрее:

Больше он на свете повидал.

Асидан Туси

Те знания, что ты постиг,

И золота дороже:

Исчезнуть может злато в миг,

А знание – не может.

Саади

Возникла мысль в уме твоем,

Будь осторожней с ней:

Мысль, что тебе придет потом,

Не будет ли умней?

Амир Хосров

слайд 5 (познание это…)

Вывод: Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для удовлетворения своих потребностей, планирования и реализации и выработке новых знаний.

Знания, которые мы используем сегодня в своей познавательной деятельности, представляют тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей.

Это огромный поток информации, частица которой усваивается одним человеком. Это и будет его знание.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, вернее её отражение в мышлении человека.

Знания разнообразны:

- один тип знаний дает нам представление о предметах, их свойствах и функциях;

- другой – о способах и правилах деятельности;

- особый тип знаний составляют проблемы и задачи, то есть знания о неизвестном и др.

Родоначальницей знаний о природе и обществе стала философия – наука о самых общих законах бытия.- слайд 6

Философия – это наиболее общее учение о мире и человеке, теоретическая основа мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом и на свое место в мире.

Французский художник Поль Гоген сформулировал основные мировоззренческие проблемы, стоящие перед человеком, очень кратко: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Великий немецкий философ Иммануил Кант также сводил главные философские и мировоззренческие проблемы к трем узловым вопросам: «Что мы можем знать, что мы должны делать и на что мы можем надеяться?».

- Задавались ли вы вопросами: «Как устроен мир? Какое место в нем занимает человек? В чем смысл человеческой жизни?»?

- Как вы думаете, почему эти вопросы всегда волновали человечество, почему вызывают интерес и по сей день?

С глубокой древности человек поддерживал свое существование только благодаря никогда не прекращающемуся исследованию, познанию окружающего мира. Познание действительности позволяло преобразовать природу, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Чтобы осваивать природу, понять смысл и цель своего собственного существования, разумно построить отношения с другими людьми, необходимо решить для себя вопросы об общей природе мира, то есть вопросы мировоззренческие.

Мировоззренческие вопросы по- разному решались в разные эпохи и в разных философских школах, но формулируются они в течение многих веков примерно одинаково: как возник человек? Как возник окружающий мир, создан ли он Богом или существует вечно? По каким законам живут и изменяются общество и природа? Может ли человек понять сущность окружающего мира, или она вечно будет скрыта от него? В чем смысл и цель человеческого существования, каково место человека в мире? Какое будущее ожидает человечество, и можем ли мы целенаправленно формировать это будущее?

III. Предлагаю вам окунуться в мир философии. Сформулируйте вопросы для исследования:

Возможные варианты вопросов: слайд 7

1. Как возникла философия? Кто ее родоначальник?

2. На какие мировоззренческие вопросы отвечали философы в разные исторические эпохи?

3. Познаваем ли мир?

4. Какое будущее ожидает человечество, и можем ли мы целенаправленно изменять его?

I этап проекта. слайд 8

IV. Учитель. Вопросы определены, предлагаю сформировать творческие группы для их исследования.

1- я группа. Возникновение философии в античном обществе.

2- я группа. Философия средних веков. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. (XVII – XVIII вв.)

3- я группа. Классическая немецкая философия XVIII – начала XIX вв. Европейская философия XIX – XX вв.

Результатом работы групп станет презентация в Power Point, а также книжки – шпаргалки с кратким изложением полученной информации, понятиями, схемами, тестами.

II этап проекта. слайд 9,10, 11

V. Учитель. На этом этапе проекта предлагаю провести дебаты по проблеме «Познаем ли мы мир? »

Проводятся дебаты.

- Первым выступает представитель утверждающей команды (выступление до 3 мин.)

-   Далее выступает представитель команды, опровергающей данное утверждение. Он задаёт вопросы для уточнения позиции, взгляда оппонента (2мин.)

- После этого выступает другой представитель опровергающей команды (3 мин.)

- Затем другой представитель утверждающей команды задаёт вопросы для уточнения позиции, взгляда оппонента (2мин.)

- Далее выступает представитель утверждающей команды.

III этап проекта. слайд 12

VI. Учитель. Завершить наш проект предлагаю составлением Обращения к мировому сообществу, в котором будет содержаться ответ на вопрос: «Какое будущее ожидает человечество, и можем ли мы целенаправленно формировать это будущее? »

VII. Рефлексия. слайд 13,14

1. Как вы думаете, чего не хватало Фаусту:

Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил,

И медицину изучил.

Однако я при этом всём

Был и остался дураком.

2. Как вы думаете, какое качество человека, по мнению Диогена Лаэртского, помогает распознать мудрость в других людях?

3. Чему советовался Сенека подчинить самого себя, прежде чем пытаться подчинить других?

4. Почему Мефистофель советует студенту начинать образование с изучения логики:

Употребляйте с пользой время.

Учиться надо по системе.

Сперва хочу вам в долг вменить

На курсы логики ходить.

VIII. Дом. задание.

1. Подготовить презентации в Power Point, а также книжки – шпаргалки с кратким изложением полученной информации, понятиями, схемами, тестами.

2. Выполнить черновик Обращения…